- Инфантилизм
- (лат. infantilis - детский, младенческий) - 1. термин Ласего (1864), обозначает длительное сохранение у пациента клинически значимых эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик людей более младшего возраста; 2. возврат к более ранним формам эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования в силу психического расстройства, наблюдаемый у различных пациентов, в том числе страдающих шизофренией («вторичный инфантилизм», по А.В.Снежневскому); 3. в психоанализе – «состояние психического генеза, относящееся главным образом к сфере сексуальности и представляющее собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним» (Штекель). Иными словами, это бессознательное возвращение (или желание вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Обычно такое поведение эмоционально окрашено, оно переживается с ощущением удовлетворения от устранения неприятностей, сходное с удовлетворением, получаемым в детстве (Лёрк, 2005). Синоним: Ателия. См. также Синдром регресса психики.
* * *
Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и/или психического развития. При этом у взрослого человека проявляются черты характера, свойственные детскому или юношескому возрасту.
* * *
сохранение в психике и поведении взрослого детских черт. Изображение этого можно встретить в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».Дениске было уже около 20-ти лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змеи, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасыванья камешков (А. Чехов, Степь).
* * *
(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения свойственных детскому, юношескому возрасту. Человек, которому присущ и. (инфантил) при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сфекры.
* * *
задержка в развитии организма, которая выражается в замедлении роста, сохранении детских пропорций тела, недостаточном развитии первичных и вторичных половых признаков, сохранении в психике и поведении взрослых людей черт, присущих детскому возрасту. И. может наблюдаться и при ускоренном умственном развитии; в этом случае он выражается в неумении адекватно вести себя в обыденной жизни, неспособности принимать решения и нести ответственность за них, эгоцентризме, слабоволии, чувстве незащищенности, потребности в чьейто заботе. Примером И. может служить незрелость эмоциональноволевой сферы при акселерации.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.